Ответственность – это черта характера, которая должна быть свойственна не только взрослым людям, но и детям. Они должны хорошо понимать, чем чреваты их поступки, уметь четко определить модель поведения в данной ситуации, осознавая последствия при выборе разных вариантов. Рассмотрим процедуру воспитания ответственности у ребенка по порядку. Первым делом стоит узнать, в каком возрасте появляется и может быть развито чувство ответственности:

2

  • до 2 лет – в этом возрасте малыш пока не может понимать связь между своими поступками, поэтому каждое событие он воспринимает по отдельности. И только наблюдая за реакцией родителей на конкретное действие, может понять, хорошо или плохо он поступает;
  • 2-3,5 лет – в этот период, чаще – с 2,5 лет у ребенка начинается кризис трехлетнего возраста. Он делает все, как будто назло, при этом наблюдая за реакцией родителей. Малыш совершает плохие поступки, даже зная, что так делать нельзя, он желает проверить, действительно ли это так. В данный момент ребенка не стоит ругать, нужно еще раз повторить, что делать можно, а чего нельзя, формируя основу для дальнейшего развития ответственности;
  • 3,5-5 лет – это как раз такой возраст, когда можно начинать прививать ребенку ответственность. Он уже может нести ответственность за свои игрушки – сам потерял, сам и будешь искать, за свои отношения с друзьями в детском саду – обидел другого, попроси прощения, потому как с тобой играть он больше не захочет. Кстати, в детском саду тоже работают над развитием ответственности ребенка за свой внешний вид, общение с окружающими, обращение с игрушками;
  • 5-7 лет – в этом возрасте ребенок становится достаточно ответственным, он уже может просмотреть связь между своими поступками и их последствиями. Малыш может выполнять некоторые простые дела по дому, будучи ответственным за них.

3

Для того чтобы понять, какой может быть ответственность и как ее развивать, стоит также рассмотреть все ее разновидности. Они имеют свои отличительные особенности. Итак, виды ответственности:

  • ответственность за собственное здоровье – в этом случае речь идет о самом простом виде ответственности, который формируется у ребенка в 2,5-3 года. Малыш уже способен понять, что некоторые его действия представляют для него опасность, задуматься над потребностью в них. Также ребенок хорошо понимает, что если он заболел, то нужно пить лекарство для того, чтобы выздороветь;
  • ответственность за действия, влияющие на благополучие окружающих – она прививается родителями, проявляется в 3-4 года. Например, если мама спит, ребенок не будет играть в активные игры, чтобы ее не разбудить – он понимает, что мама устала, ей необходимо отдохнуть. Нужно стараться развивать этот вид ответственности как можно активнее, ведь он пригодится и в дальнейших отношениях ребенка с его окружением;
  • ответственность за домашнего любимца – ребенок может ее иметь уже в трехлетнем возрасте, зная, что ему нужно вымыть, например, кормушку. Так малыш понимает, что животные полностью зависят от человека, поэтому за ними нужно ухаживать, их нужно любить;
  • ответственность за собственные вещи – ребенок уже с 3 лет начинает понимать, что если он сломает игрушку, то ее больше не будет или – если разбросает вещи, то долго их будет потом искать. Несомненно, дети могут пренебрегать этой ответственностью, но после маминого напоминания сразу вспомнят про нее;
  • ответственность за собственные слова – ребенку нужно объяснять, что если он что-то пообещал сделать, то это нужно обязательно выполнить. Так малыш научится думать, прежде чем что-то говорить, выполнять сои обещания;
  • ответственность за экологию – об этом пункте очень часто забывают, но нельзя преуменьшать его значение. Например, ребенок должен знать элементарные вещи: нельзя мусорить на улице, нельзя ломать ветки деревьев. Нужно пояснить малышу, почему так, а не по-другому.

Ка5к же воспитать ту самую ответственность? Существует несколько основных методов, которые помогут вам достичь своей цели:

  • пример для подражания – для того, чтобы ребенок рос ответственным, такими в первую очередь должны быть его родители, на которых он всегда старается быть похожим;
  • похвала и наказание – когда малыш проявил свою ответственность, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок пренебрегает правилами поведения, наоборот, необходимо показать свое недовольство;
  • мудрые сказки – читая поучительные сказки, обязательно нужно впоследствии обсуждать с ребенком поведение тех или иных героев, делать свои выводы из прочитанного;
  • игры – любое дело, которое вы доверили ребенку, можно выполнять с радостью, если превратить его в увлекательную игру.

Вот такие особенности детской ответственности.