Каждому человеку приятно слышать похвалу за свою работу или какое-то достижение. Даже, когда нам откровенно льстят, мы склонны испытывать удовлетворение и положительные эмоции. Но как быть с критикой, которая является неотъемлемой частью жизни человека, которые хоть чем-нибудь занимается? Как адекватно реагировать на корректирующие советы и не воспринимать их агрессивно? Как научится распознавать конструктивную и неконструктивную критику? На эти и другие вопросы попробуем дать ответы в этой статье.

3

Человек – существо социальное, а это означает, что мы постоянно находимся в контакте с другими людьми, которые, так или иначе, оценивают нас, наши поступки и нашу деятельность. Некоторые люди предпочитают обсуждать других за их спинами, а есть и такие, которые без стеснения способы высказать свое искреннее мнение самому человеку. Такие ситуации бывают достаточно неловкими и травматическими в психологическом плане для тех, кто критику выслушивает. Не каждый человек способен трезво оценивать критические замечания и делать выводы, которые могли привести к улучшению результатов в дальнейшем. Даже если в оценочных суждениях критикующего есть рациональное зерно, мы не всегда способны его увидеть сквозь обиду и злость, которые так часто «застилают» нам глаза. Что же делать в таких ситуациях?

Для того чтобы принимать критику достойно, следует, в первую очередь, не принимать все близко к сердцу. Стоит помнить, что воспитанные и образованные люди никогда не станут критиковать вас и вашу личность. Как правило, такие критики высказывают свои замечания касательно результата какой-либо проделанной вами работы, а не того, кем вы являетесь и что собой представляете. Поэтому постарайтесь сконцентрироваться на том, что речь идет не о вас, а о каком-либо вашем действии.

1

После того как вы услышите критические замечания, рекомендуется поблагодарить оратора и заверить в том, что вы сделали выводы из его слов, и в дальнейшем будете использовать полученную информацию для совершенствования результатов работы.

Такая позиция позволит вам проявить себя как мудрого и уверенного в себе человека. Ведь те люди, которые слишком остро и эмоционально реагируют на критику со стороны, как правило, проявляют свою слабость, неуверенность и зависимость от мнения других. Поэтому, если вы не хотите быть обладателем таких качеств, старайтесь воспринимать критические слова с достоинством и благодарностью.

Помните, что критика по своей природе созидательна. Она направлена на постоянное совершенствование и развитие. Но не стоит забывать о том, что критика бывает разной – конструктивной и неконструктивной. Созидательными являются, конечно, именно конструктивные замечания, которые вполне легко отличить от неконструктивных. Последние же, как правило, направлены на унижение другого человека, на акцентирование на его слабых местах и недостатках. Такая критика больше говорит о самом ораторе, чем о человеке, который этой критике подвергается. Но и из таких ситуаций следует выходить достойно. Не стоит сразу бросаться в яростную защиту, обливая своего обидчика грязью, так как в таком случае вы опускаетесь на его уровень общения, а это к добру не приведет.

Выйти из такой ситуации можно, к примеру, при помощи юмора. Уместная шутка поможет быстро разрядить обстановку и избежать продолжения разговора. Также эффектным способом не поддаться на такие провокации является просьба человека в деталях рассказать, как бы он поступил на вашем месте. Такой вопрос может поставить некомпетентного человека в неловкую ситуацию, и он в дальнейшем не станет проявлять активность в оценке вашей работы.

kritika

Если вы чувствуете, что критика, которую вы слышите, не является конструктивной, никогда не стоит проявлять свою слабость и показывать обиду, раздражение. Ведь именно такого результата и стремятся добиться такие «критики». Сохраняйте спокойствие и «холодную» голову. Старайтесь по возможности сменить тему или и вовсе вежливо уйти от разговора с неприятным человеком.

Помните, что отношения между людьми – это всегда работа, которая должна начинаться с работы над собой. Научитесь контролировать свои эмоции, и тогда никакая критика не станет причиной испорченного настроения.