Известно, что период наиболее активного развития речи у ребенка – это 1-5 лет. Но, родителей трехлетних детей этот вопрос беспокоит больше, чем те, кто, например, воспитывает годовалого ребенка, который только начинает говорить. Связано это скорее с походом в детский сад, потому как в любом случае вы слышите, как разговаривают другие дети, можете сравнивать речь своего малыша с чужой.

4

Так возникает вопрос – достаточно ли хорошо разговаривает мой ребенок для своего возраста. Чтоб это понять, рассмотрим основные характеристики речи трехлетнего малыша:

  • словарь ребенка состоит из 800-1000 слов;
  • в этом возрасте ребенок практически полностью исключил из своей речи звукоподражания и облегченные слова типа «ляля», «кися» и т.д.;
  • малыш правильно использует приставочные глаголы, например, уехал, приехал, выехал;
  • используются обобщенные слова: посуда, одежда, игрушки;
  • ребенок начинает выделять отдельные части одного предмета;
  • в речи малыша можно заметить появление синонимов, например, веселый, радостный;
  • ребенок способен замечать ошибки в произношении других детей, даже если сам данный звук тоже пока произносит неправильно.

Чуть позже дети начинают произносить звуки: Ж, Ч, Ш, Щ. Также в период 3-4 лет ребенок учится пересказывать коротенькие сказки, которые раньше неоднократно слышал от вас. Также в три года некоторые дети уже умеют говорить самую сложную букву, которая чаще всего вызывает беспокойство у родителей – «Р». Но, за нее переживать не стоит, потому как буква «Р» может осваиваться ребенком до 5-летнего возраста – это норма.

3

Несмотря на приведенный выше список, все дети индивидуальны, поэтому развитие речи у них происходит по-разному. Если вы желаете помочь своему ребенку, то все в ваших руках. Например, для того, чтобы обогатить словарный запас ребенка, вам достаточно побольше с ним разговаривать, чаще использовать в своей речи синонимы. Ведь даже при условии посещения детского сада, большую часть своих навыков малыш стремится перенимать именно у родителей, потому как они в данном случае являются для него примером для подражания и авторитетом. Что касается правильной постановки предложений, то вам нужно своевременно поправлять ребенка, если он что-то говорит неправильно. Не закрывайте глаза на случаи, когда малыш не так сказал какое-то слово или неправильно сформулировал предложение. Сразу же объясните ребенку, как надо правильно говорить.

Если вы не можете самостоятельно оценить речевые успехи своего ребенка, можете посетить логопеда или воспользоваться более простым способом – тестами, которые широко представлены в сети Интернет. Также можно воспользоваться данным списком, который поможет понять, когда же все-таки нужно начинать беспокоиться:

  • ребенок не делает попытки подражания новым словам на протяжении 3-5 месяцев после того, как он сказал свои первые слова;
  • при попытке повторить услышанное слово малыш произносит только его часть или искажает его;
  • ребенок не употребляет в своей речи глаголы;
  • малыш не может самостоятельно построить предложение из 5-6 слов;
  • ребенок в разговоре постоянно допускает грамматические ошибки, неправильно произнося слова или словосочетания;
  • малыш не может говорить о себе от первого лица;
  • в момент речи язык малыша высовывается между его зубами;
  • ребенок не использует жесты как сопровождение своей речи.

1

Если вы в ходе всех своих исследований поняли, что речь ребенка не достаточно хорошо развита для его возраста, ни в коем случае не упрекайте его, проявите терпение, окажите ему помощь:

  • исправляйте все лепетные слова и звукокомплексы: «бух», «ням», «ава»;
  • указывайте ребенку на различие предметов по своему виду;
  • рассказывайте не только про названия предметов, но и про их составные части, например, что у дерева есть ствол, ветки и листья;
  • все, что делает ваш ребенок или вы, старайтесь комментировать;
  • не используйте в своем общении слова с подтекстом – дети такие выражения воспринимают буквально, потому часто не понимают их смысла или трактуют его неправильно.

Если ваши попытки развивать правильную и четкую речь у ребенка завершаются поражением, не стоит отчаиваться. Обратитесь к профессиональному логопеду, который благодаря своему многолетнему опыту работы сразу определит, что нужно делать для достижения цели, чем может помочь в данном случае он, а что смогут сделать и сами родители.