Когда вы с ребенком уже выписались из роддома, перешагнули порог своей квартиры, то внимание домочадцев будет скоплено исключительно вокруг малыша. Все будут рассматривать его, делать выводы о его сходстве с родителями, замечать прогресс в развитии и поведении. Именно вопрос развития ребенка в данном случае будет стоять очень остро. Вы часто будете слышать – малыш должен уже это уметь, а он еще этого не делает. Помните, все дети индивидуальны, и процесс развития у каждого происходит по-разному. Ваш ребенок не обязан в месяц от роду делать все строго по списку, характерному для этого возраста. Но все же, существует примерная программа, по которой можно отслеживать развитие малыша, вовремя заметить отклонения, если они есть.

С рождения и до 4-х недель ваш малыш будет в основном спать и кушать. Его поведение пока максимально приближено к внутриутробной жизни. Ребенок пока слабо реагирует на окружающих, любит находиться возле мамы, чувствуя ее тепло и заботу. Кулачки ребенка еще находятся в сжатом состоянии, движения малыш не умеет координировать. Голову ребенок в таком возрасте сам не держит.

В начале второго месяца ребенок существенно меняется внешне, он уже не похож на эмбрион, лицо обретает конкретные черты. Теперь можно судить, на кого же все-таки похож малыш. Кулачки ребенка разжимаются, тонус мышц постепенно пропадает. Голову ребенок еще не держит самостоятельно, но лежа на животе, может пытаться приподнимать ее на короткое время. Уже могут появляться первые звуки, кроме плача, которые выражают эмоции ребенка. Некоторые дети в это время дарят окружающим свою первую улыбку.

2

В конце второго начале третьего месяца ребенок активно общается с окружающими, издавая очень разнообразные звуки. Он узнает маму и папу, искренне улыбается при их виде. Ребенок начинает держать голову, хотя долгое время пока не может этого делать. Также малыш держит в руках погремушку, хоть и не может пока переложить ее в другую руку.

В начале четвертого месяца ребенок уверенно держит голову, может удерживать в руках погремушку несколько секунд. Он внимательно следит за перемещением ярких игрушек или маминого лица, активно общается с окружающими при помощи звуков. В этом периоде о гипертонусе уже ничто не напоминает – руки, и ноги ребенка расправлены. Если признаки повышенного тонуса мышц остались, нужно обратиться к детскому массажисту.

Начало пятого месяца жизни знаменуется новыми умениями. Некоторые малыши свободно переворачиваются со спины на живот, неплохо координируют свои движения – ребенок может взять игрушку сразу, точно направив свою руку к ней. В этом возрасте дети очень активны, с радостью играют с родителями. Малыш уже учится сидеть, конечно, с поддержкой. В связи со слабым позвоночником прямо сажать его пока не рекомендуется.

В шесть месяцев ребенок начинает сидеть при минимальной поддержке, например, в детском стульчике. Он быстро меняет свое положение, лежа на спине или животе, становится очень подвижным. Если малыша поставить возле опоры, он сможет некоторое время простоять на ножках. Также могут быть замечены попытки поползти. С игрушками ребенок уже может играть самостоятельно.

3

Начало седьмого месяца знаменуется множеством четко сформированных навыков. Ребенок хорошо держит голову, может ползать по ровной поверхности, способен брать любую желаемую игрушку. В этом возрасте малыш уже начинает проявлять интерес к взрослой пище, поэтому можно постепенно начинать прикорм. На начале седьмого месяца у многих детей появляется первый зуб. Также малыш в этом возрасте хорошо распознает лица знакомых ему людей и чужих, громко смеется при активных играх, демонстрирует большое разнообразие звуков, которые несколько похожи на речь.

С восьмого по девятый месяц жизни ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром. Его потребность во внимании родителей уже намного меньше, ведь малыш свободно ползает, стает на ножки, удерживаясь за предметы, старается рассмотреть и пощупать все новое для него. На этом этапе жизни ребенок начинает изучать свойства предметов, бросая их, вкладывая большие в маленькие.

Десятый-двенадцатый месяцы – это период повышения активности ребенка. Малыш свободно ползает, может ходить, держась за предметы, пытаться сделать первые самостоятельные шаги. Также ребенок хорошо понимает слова «да» и «нет», может самостоятельно выговаривать слова, состоящие из двух слогов. Он активно изучает окружающие его предметы, берет в руки мелкие вещи, любит исследовать содержимое ящиков и шкафчиков.

Помните одно – все дети разные. И зачастую те, кто родился с большим весом, несколько медленнее осваивают все навыки. Не стоит проявлять настойчивость и насилие над ребенком, просто помогайте ему.