Многие из нас могли слышать про особенности воспитания детей в Тибете. Здесь с ребенком до 5 лет обращаются как с царем, потом до 10 лет – как с рабом, до 15 лет — как с равным себе. Некоторым такая тактика воспитания может показаться абсурдной, потому как если в малом возрасте ребенку все позволять, а потом резко начать все это запрещать, он может просто непредсказуемо отреагировать на такие изменения.

Но, здесь скорее ошибка не в методике воспитания, а ее трактовке, потому как при подробном рассмотрении каждого из утверждений можно найти неоспоримую логику.

1

Ребенка до 5 лет воспитываем как царя

Здесь работает правило – ребенку ничего не запрещать, его можно только отвлечь. Например, если малыш делает что-то опасное, нужно издать громкий возглас, сделать испуганное лицо. Маленькие дети очень чутко реагируют на чувства и эмоции родителей, поэтому смогут понять такую реакцию даже лучше некоторых слов.

Помните, что в данном возрасте у ребенка развивается активность, любознательность, формируется интерес к жизни. Запрещая ему делать то, что ему хочется, вы просто будете пресекать инициативу, обрывая его интерес. Подумайте, даже если вы поругаете ребенка за то, что он испортил дорогую вещь, он в таком возрасте даже не сможет понять, почему вы его наказываете, составив логическую цепочку, основанную на том, что для покупки этой вещи нужны деньги, заработать которые достаточно сложно.

Соответственно, в данный период очень важно дать ребенку возможность как можно полнее познавать окружающий мир. В этом случае вы должны быть очень внимательны, наблюдая за малышом, чтобы он не попал ни в какую опасную ситуацию.

До 10 лет ребенок – раб

Это высказывание звучит очень категорично и грубо, при этом сложно понять, как ребенка, которому пять лет все разрешалось, можно заставить что-то делать или как ему что-то запретить. На самом деле это совсем не значит, что как только малышу исполнится 5 лет, тактику общения с ним нужно сразу менять. Просто с этого возраста нужно начинать приучать ребенка к выполнению определенных обязанностей, которые должны у него появляться не все сразу, а постепенно. Ребенок должен узнать, что такое дисциплина. Если малыш не выполняет свои обязанности, ведет себя неподобающим образом, можно применить наказание, но не в коем случае не оказывать на него физическое воздействие.

В этом возрасте ребенок научится прогнозировать реакцию окружающих на его поступки, сможет думать над тем, что и зачем он делает.

3

С 10 до 15 лет – общаемся как с равным

В этом возрасте с ребенком нужно общаться как с равным себе. Ему нужно предоставлять определенную свободу действий, давать возможность становиться самостоятельным. Несомненно, у вас намного больше опыта, поэтому ребенку нужно давать советы, но делать это необходимо очень аккуратно, как говорят «в бархатных перчатках». Так вы подготовите ребенка к взрослой жизни, научите его быть самостоятельным, принимать решения, отвечать за свои поступки.

После 15 лет — просто наблюдаем

Когда ребенок достиг пятнадцатилетнего возраста, вам просто останется оказывать ему поддержку в случае необходимости, потому как воспитывать его уже бесполезно. С этого момента родители начинают пожинать плоды своего воспитания, которое они давали малышу раньше. Если вы будете оказывать на ребенка давление, он просто начнет отдаляться, постарается уйти из дома при первой же возможности.

Просмотрев особенности воспитания детей по тибетским правилам, можно сделать вывод, что они основаны на защите ребенка, предоставлении ему возможности развиваться в соответствии с особенностями возраста. Главное правило в этом случае – не оказывать на него психологическое давление, не применять физическую силу для наказания, руководствуясь тем, что малыш слабее, и не сможет себя защитить.

Каждые родители имеют право выбирать любую тактику воспитания ребенка, которую считают правильной и эффективной. Но, стоит помнить о том, что от того, как будут воспитывать ребенка, во многом зависит вся его жизнь. Издержки воспитания часто проявляются в зрелом возрасте неуверенностью в себе, неспособностью к самореализации, плохой социальной активностью, другими проблемами, которые только мешают жить.