Развитие ребенка – это очень ответственный и продолжительный период в его жизни. Малышу предстоит многому научиться, осваивая элементарные навыки, которые пригодятся в дальнейшем. В частности, когда ребенку исполняется один год, родители должны позаботиться о развитии у него моторики. В данном случае речь идет про мелкую моторику рук, которая представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, костной, а также мышечной систем. Она в комплексе со зрительной системой дает возможность выполнять различные движения пальцами рук.

1

Несомненно, когда малыш пойдет в детский сад, он будет выполнять множество упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Но, задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к этим занятиям, дать основу для качественного развития моторики.

На самом деле в данном случае нет никаких сложностей, нужно только уделить внимание решению этой задачи, позаниматься с ребенком, предлагая ему несложные, а иногда даже очень интересные упражнения и действия. Стоит только разграничить их в соответствии с возрастом ребенка, чтобы все задачи, которые вы перед ним ставите, были посильны.

Если ребенку год-два, то начинать стоит с разминки пальцев рук, так называемой, пальчиковой гимнастики. В ее комплекс входит несколько простых упражнений, справиться с которыми будет совсем несложно, особенно, при помощи мамы:

  • кулачок – нужно попросить малыша раскрыть ладошку, далее потребуется загибать пальчики поочередно так, чтобы в результате получился кулачок. Сначала загибается мизинец, потом безымянный пальчик, затем средний, указательный и большой. Чтобы занятие было более интересным и не надоело ребенку, данное упражнение может сопровождаться каким-то тематическим стишком;
  • разгибание пальцев – ребенок держит руку в кулачке, только большой палец распрямлен. Далее ему потребуется разжимать остальные пальчики: указательный, средний, безымянный, мизинец;
  • клен – ладошки должны быть раскрыты, пальчики растопырены. Ребенку нужно качать ладошками вправо и влево, наклонять их вперед, назад;
  • кораблик – нужно сложить ладошки вместе, затем делать ними волнообразные движения, которые помогут в развитии мелкой моторики рук.

2

Если эти упражнения озвучивать какими-то стишками или поговорками, то их выполнение принесет малышу большое удовольствие, он с радостью будет выполнять их дольше, развивая нужные навыки.

Что касается детей постарше, тех, кому уже исполнилось три года, то для них можно подобрать уже более сложные задачки, которые помогут усовершенствовать ранее обретенные навыки, добиться желаемого успеха. Вы можете предложить своему ребенку:

  • составить цепочку из канцелярских скрепок. Если они будут разного цвета, то процедура станет для ребенка более интересной;
  • нанизывать крупные пуговицы или бусины на шнурок. Можно использовать и мелкие бусинки, тогда придется взять нитку с иголкой, но здесь есть вероятность того, что малыш уколет пальчик, поэтому лучше воспользоваться первым вариантом;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки – это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук;
  • завинтить, а потом отвинтить крышку бутылки, баночки или какой-то другой емкости;
  • сложить пуговицы или разноцветные бусинки в узкий цилиндр;
  • рассортировать смешанные крупы. Можно использовать бобы, гречку, любую другую не слишком мелкую крупу;
  • намотать нитку на катушку или смотать ее в клубок;
  • прикрепить бельевые прищепки к натянутой горизонтально веревке;
  • капнуть из пипетки в узенькое горлышко бутылки.

5

Это лишь малая часть упражнений, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику рук. Но, этих задачек достаточно для того, чтобы достичь своей цели. В том случае, если ребенку надоело выполнять одни и те же упражнения, вы можете подобрать для него другие, не менее полезные занятия. Например, можно купить малышу мозаику, которая в данном случае будет прекрасным вариантом – увлекательной игрой, развивающей у ребенка воображение и мелкую моторику рук.

Мозаика уж точно надоест нескоро, потому, как каждый раз из нее можно складывать новые картинки. Не забывайте хвалить ребенка за его старания, тогда он будет еще более увлеченно играть в эту игру. Также можно предложить ребенку четки или бусы, которые нужно перебирать сначала в одну сторону, затем в другую, но такое занятие вряд ли сможет занять малыша надолго, лучше потом вернуться к мозаике.