Пусть говорят, что не в деньгах счастье, но все-таки они – это неотъемлемая часть нашей жизни. И с деньгами нужно уметь обращаться. Вы не раз могли заметить, что человек с меньшим уровнем дохода может жить лучше, чем тот, кто зарабатывает больше. Весь секрет в умении считать, распределять и копить деньги, не растрачивая их на ненужные вещи. И многих родителей интересует закономерный вопрос, когда же все-таки и как начинать учить ребенка обращаться с деньгами.

Когда начинать обучение

2

Известный эксперт по личным финансам – Мэри Хант считает, что учить ребенка этой науке нужно уже с момента приезда домой из роддома. Несомненно, вы не будете ему рассказывать какие-то истории, как же тяжело деньги зарабатываются, не будете представлять сложные формулы. Но, когда вы берете малыша с собой на рынок или в магазин, обязательно говорите с ним про это. Рассказывайте, на что вы сейчас тратите деньги, для чего покупка нужна, что она даст вашей семье. При этом рассчитываться с продавцом лучше наличными, чтобы ребенок видел, что за все, что вы берете в магазине, нужно платить деньги.

Когда ребенок немного подрастет, он начнет просить у вас купить ему игрушку. При этом просьбы будут становиться все более систематичными и настойчивыми. Для того чтобы ребенок понял настоящую ценность денег, не стоит идти у него на поводу, покупая все то, куда он тыкнет своим маленьким пальчиком. Так малыш поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться, и чем они более легко тратятся, тем быстрее закончатся. При этом, он начнет ценить те игрушки, которые у него есть, ведь будет знать, что сломав какую-то вещь, он больше не получит такой же, только новой.

4

Еще одна рекомендация специалиста – не говорить ребенку, что у нас нет на это денег, или мы не можем себе этого позволить. Так у него будет проводиться аналогия с фразой: «Мы бедны». Лучше всего сказать так: «Я понимаю, что тебе хочется эту игрушку, но давай мы лучше не будем тратить деньги таким способом».

Карманные деньги

Карманные деньги – это прекрасный способ научить ребенка с ними обращаться. При этом в данном случае существует специальная тактика, которая не только позволит научить малыша разумно тратить имеющиеся у него средства, но и копить их. Начинать можно уже лет с 6, определив оптимальный размер суммы карманных денег. При этом не указывайте ребенку, куда тратить полученные деньги, пусть он решит это сам. Но не покупайте ничего дополнительно, когда деньги у малыша закончатся, и он начнет просить конфет или игрушку. Объясните, что карманные деньги на то и даются, чтобы ребенок мог удовлетворять свои потребности.

1

Далее сумму, которую вы даете на карманные расходы, постепенно увеличивайте, но давайте деньги, например, не раз в несколько дней, а раз в неделю. Когда ребенок достигнет подросткового возраста, деньги ему уже можно давать один раз в две недели. Таким образом, подросток научится планировать свои расходы так, чтобы иметь возможность растянуть выданный ему бюджет до следующего раза. А вы, в свою очередь, старайтесь давать карманные деньги с одной и той же периодичностью, предоставляя своему ребенку возможность эффективного финансового планирования. Чуть позже деньги могут выдаваться уже раз в месяц.

Если ребенок начнет говорить о том, что ему этой суммы не хватает на личные потребности, объясните ему, сколько постоянных статей расходов лежит на вас: коммунальные платежи, содержание автомобиля, затраты на питание и т.д. Добавьте, что вы ждете от него разумной траты денег и понимания, потому как зарабатываются они не так-то и легко.

3

Может показаться, что на самом деле обучение ребенка обращению с деньгами не представляет никаких сложностей, и может показать желаемый эффект уже с первых попыток. Но на самом деле очень сложно научить экономить деньги того, кто пока не знает, как сложно они могут зарабатываться. Поэтому не уставайте объяснять элементарные принципы ведения бюджета, проявите выдержку и терпение. Многие родители считают, что если они будут платить ребенку за выполнение домашних дел, то хоть немного смогут воспроизвести ситуацию зарабатывания денег во взрослой жизни. Но такая позиция неправильная, потому как ребенок должен выполнять дела по дому не из коммерческих соображений, а руководствуясь чувством ответственности. Поэтому такой вариант лучше сразу исключить.